Особенности организации образовательного процесса

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, развитию звукопроизношения и фонетических процессов, формирование элементарных навыков чтения и письма.

совместная коррекционная деятельность с ребёнком.

самостоятельная деятельность детей;

образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н.А. Коротковой:

  • включенность воспитателя, учителя-логопеда в деятельность наравне с детьми.
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
  • открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, , коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).

 

Ежедневный объем непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Модель образовательного процесса

Примерные варианты моделей:

 

Комплексно-тематическая модель

Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)

Темообразующие факторы:

– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

– воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;

– события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);

– события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.

Сочетание в программе трех подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать  развитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.

Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдается комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.

 

Все эти факторы, могут использоваться педагогом для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

 

Примерный календарь тематических недель (праздников, событий, проектов и т.д.)

Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1 «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)
2 «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)
3 «Урожай»
4 «Краски осени»
Октябрь 1 «Животный мир»(+птицы, насекомые)
2 «Я – человек»
3 «Народная культура и традиции»
4 «Наш быт»
Ноябрь 1 «Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)
2 «Транспорт»
3 «Здоровей-ка»
4 «Кто как готовится к зиме»
Декабрь 1 «Здравствуй, зимушка-зима!»
2 «Город мастеров»
3 «Новогодний калейдоскоп»
4 «Новогодний калейдоскоп»
Январь 1 Рождественские каникулы
2
3 «В гостях у сказки»
4 «Этикет»
Февраль 1 «Моя семья»
2 «Азбука безопасности»
3 «Наши защитники»
4 «Маленькие исследователи»
Март 1 «Женский день»
2 «Миром правит доброта»
3 «Быть здоровыми хотим»
4 «Весна шагает по планете»
Апрель 1 «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)
2 «Встречаем птиц»
3 «Космос», «Приведем в порядок планету»
4 «Волшебница вода»
Май 1 «Праздник весны и труда»
2 «День победы»
3 «Мир природы»
4 «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

 

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие»

 

Совместная образовательная деятельность

педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Занятия

Игры с предметами и  сюжетными игрушками

Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек

Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

Чтение,  рассматривание иллюстраций

Сценарии активизирующего общения

Имитативные упражнения, пластические этюды

Коммуникативные тренинги

Совместная продуктивная деятельность

Экскурсии

Проектная деятельность

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Продуктивная деятельность

Разучивание стихотворений

Речевые задания и упражнения

Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Работа по

-обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя

-обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы

-обучению пересказу по серии сюжетных картинок

-обучению пересказу по картине

-обучению пересказу литературного произведения

(коллективное рассказывание)

Показ настольного театра, работа с фланелеграфом

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)

Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него

Хороводные игры, пальчиковые игры

Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого

Тематические досуги

Фактическая беседа, эвристическая беседа

Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики

Речевые дидактические игры

Наблюдения

Чтение

Слушание, воспроизведение, имитирование

Тренинги (действия по речевому образцу взрослого)

Разучивание скороговорок, чистоговорок

Индивидуальная работа

Освоение формул речевого этикета

Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром

Праздники и развлечения

Коллективный монолог

Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)

Игры в парах и совместные игры

(коллективный монолог)

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры

Игра- импровизация по мотивам сказок

Театрализованные игры

Дидактические игры

Игры-драматизации

Настольно-печатные игры

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей

Словотворчество

 

 

 

Речевые игры

Беседы

Пример  коммуникативных кодов

Чтение, рассматривание иллюстраций

Игры-драматизации. Совместные семейные проекты

Разучивание скороговорок, чистоговорок

 

 

Программно-методический комплекс образовательного процесса

Осуществить выбор программно-методического комплекта согласно основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.