СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5 ЛЕТ.

Основные показатели

Понимание речи

– понимает функциональное назначение предметов, изображенных на картинке.

Звукопроизношение

звуковая сторона речи усвоена

Фонематические процессы

–          дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, сонорные, шипящие и свистящие звуки;

–          в слове выделяет определенный звук.

Слоговая структура слова

самостоятельно и отраженно воспроизводит слова сложной слоговой структуры

Словарный запас

 до 2500 – 3000 слов

–          выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает;

–          умеет подбирать к предмету соответствующие действия;

–          способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда)

–          определяет и называет:

·         местонахождение предметов (слева, справа, между, около, рядом);

·         время года, время суток, настроение людей;

–          употребляет:

·         существительные, обозначающие профессии;

·         глаголы, обозначающие трудовые действия;

–          словотворчество является нормой.

Грамматический строй речи

–          упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения;

–          с 5 лет размышления, по поводу рода существительных,

–          употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

–          наблюдения над синонимами;

–          допустимы замены сложных предлогов простыми.

Связная речь

–          свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

–          высказывания детей напоминают короткий рассказ;

–          во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений;

–          без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6 ЛЕТ.

Основные показатели

Понимание речи

Применяет слова в смысловом контексте (Весной тает снег и текут ручьи). Понимает и точно выполняет словесную инструкцию. Дает ответ на поставленный вопрос, близкий к словарному определению. Рассуждает самостоятельно о праздниках.

Звукопроиз

ношение

Звуковая сторона речи усвоена, владеет всеми звуками родного языка: изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонемати ческие процессы

–          различает на слух: твердые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные;

–          выделяет первый и последний гласный и согласный звук;

–          определяет наличие звука в слове;

–          звуковой анализ слогов, слов.

Слоговая структура слова

изолированно и в предложениях произносит слова различной слоговой структуры.

Словарный запас

2500-3000 слов

–          свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам;

–          развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)

Граммати ческий строй речи

–          усваиваются все частные грамматические формы;

–          овладевает окончательно всеми типами склонения существительных;

–          усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах;

–          предлоги употребляются в самых разнообразных значениях;

–          образует однокоренные слова (по образцу).

–          употребляется одно деепричастие сидя;

–          пользуется прямой и косвенной речью, несклоняемыми существительными;

–          имеют место нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах;

–          нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.

Связная речь

–          хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы;

–          использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе;

–          может рассказывать по картинке (по серии картин),  и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку; способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности;

–          иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6-7 ЛЕТ.

Основные показатели

Понимание речи

Понимает, объясняет смысловые оттенки знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных, образованных с помощью суффиксов (зайка-зайчишка – зайчище); с помощью приставок (шел-отошел-вошел). Понимает переносный смысл значения прилагательных (злая зима, золотые руки).

Звукопроизноше ние

Владеет всеми звуками родного языка: изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонематические процессы

Определяет:

–          место звука в слове;

–          последовательность звуков в слове;

–          подбирает слова на заданный звук.

Слоговая структура слова

Произносит слова различной слоговой структуры в потоке речи.

Словарный запас

3000-3500 слов

–          насыщен обобщающими существительными, прилагательными;

–          обозначает свойства, названия действий и их качества;

–          использует активно синонимы и антонимы;

–          в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу;

–          осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Грамматический строй речи

–          правильно изменяет и согласовывает слова в предложении;

–          может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов;

–          самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные;

–          пользуется в речи союзами, союзными словами;

–          использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения;

–          критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

Связная речь

–          хорошо развита диалогическая речь: отвечает на

вопросы, подает реплики, задает вопросы;

–          свободно пользуется интонациями;

–          способен построить краткие сообщения;

–          умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно;

–           точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи.