СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5 ЛЕТ.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
– понимает функциональное назначение предметов, изображенных на картинке. |
Звукопроизношение |
звуковая сторона речи усвоена |
Фонематические процессы |
– дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, сонорные, шипящие и свистящие звуки;
– в слове выделяет определенный звук. |
Слоговая структура слова |
самостоятельно и отраженно воспроизводит слова сложной слоговой структуры |
Словарный запас |
до 2500 – 3000 слов
– выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает; – умеет подбирать к предмету соответствующие действия; – способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда) – определяет и называет: · местонахождение предметов (слева, справа, между, около, рядом); · время года, время суток, настроение людей; – употребляет: · существительные, обозначающие профессии; · глаголы, обозначающие трудовые действия; – словотворчество является нормой. |
Грамматический строй речи |
– упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения;
– с 5 лет размышления, по поводу рода существительных, – употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; – наблюдения над синонимами; – допустимы замены сложных предлогов простыми. |
Связная речь |
– свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
– высказывания детей напоминают короткий рассказ; – во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений; – без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. |
СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6 ЛЕТ.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
Применяет слова в смысловом контексте (Весной тает снег и текут ручьи). Понимает и точно выполняет словесную инструкцию. Дает ответ на поставленный вопрос, близкий к словарному определению. Рассуждает самостоятельно о праздниках. |
Звукопроиз ношение |
Звуковая сторона речи усвоена, владеет всеми звуками родного языка: изолировано; в слогах; в словах; в связной речи. |
Фонемати ческие процессы |
– различает на слух: твердые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные;
– выделяет первый и последний гласный и согласный звук; – определяет наличие звука в слове; – звуковой анализ слогов, слов. |
Слоговая структура слова |
изолированно и в предложениях произносит слова различной слоговой структуры. |
Словарный запас |
2500-3000 слов
– свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам; – развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях) |
Граммати ческий строй речи |
– усваиваются все частные грамматические формы;
– овладевает окончательно всеми типами склонения существительных; – усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах; – предлоги употребляются в самых разнообразных значениях; – образует однокоренные слова (по образцу). – употребляется одно деепричастие сидя; – пользуется прямой и косвенной речью, несклоняемыми существительными; – имеют место нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах; – нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. |
Связная речь |
– хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы; – использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе; – может рассказывать по картинке (по серии картин), и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку; способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности; – иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. |
СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6-7 ЛЕТ.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
Понимает, объясняет смысловые оттенки знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных, образованных с помощью суффиксов (зайка-зайчишка – зайчище); с помощью приставок (шел-отошел-вошел). Понимает переносный смысл значения прилагательных (злая зима, золотые руки). |
Звукопроизноше ние |
Владеет всеми звуками родного языка: изолировано; в слогах; в словах; в связной речи. |
Фонематические процессы |
Определяет:
– место звука в слове; – последовательность звуков в слове; – подбирает слова на заданный звук. |
Слоговая структура слова |
Произносит слова различной слоговой структуры в потоке речи. |
Словарный запас |
3000-3500 слов – насыщен обобщающими существительными, прилагательными; – обозначает свойства, названия действий и их качества; – использует активно синонимы и антонимы; – в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу; – осознанно употребляет родовые и видовые понятия. |
Грамматический строй речи |
– правильно изменяет и согласовывает слова в предложении;
– может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов; – самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные; – пользуется в речи союзами, союзными словами; – использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения; – критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности. |
Связная речь |
– хорошо развита диалогическая речь: отвечает на
вопросы, подает реплики, задает вопросы; – свободно пользуется интонациями; – способен построить краткие сообщения; – умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно; – точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи. |